post-image

Деревня Погост Житковичского района Гомельской области Беларуси — одна из всемирно известных беларуских деревень. В 2010 году она попала в рейтинг наиболее подходящих мест для встречи Нового года и празднования Рождества, составленный американской телекомпанией CNN. Погост занял почетное, третье место после Рейкьявика и Нюрнберга. В 2020 году деревне Погост исполнится 500 лет!


Мы отправились в деревню Погост, чтобы вживую увидеть старинный обряд «Юраускi карагод» и познакомиться лично с людьми, которые его сохраняют и проводят ежегодно.


В этой деревне испокон веков чтут беларуские традиции и исполняют аутентичные красочные обряды. Здесь с 1980 года существует фольклорно-этнографический коллектив «Мiжрэчча», созданный народной певуньей, краеведом, хранителем традиций своей деревни Катериной Панченей. Катерина Алексеевна человек уважаемый и известный не только в родном Погосте. Долгое время она была заведующей сельским Домом культуры и занималась популяризацией местных стародавних традиций, в том числе и проведения обряда «Юраускi карагод». Он проходит здесь ежегодно и первый первый в Беларуси получил статус нематериальной историко-культурной ценности республиканского значения в 2005 году.


Регина Гамзович, исследователь традиционной культуры Беларуси: «Обряд приурочен к весеннему празднику Юрия. Во время обряда люди выходят в поле, чтобы посмотреть на озимые. На поле люди водят хоровод и поют традиционные песни, после чего обходят с хороводами всю деревню, чтобы  у хозяев подворий всё было хорошо».



Слово «карагод» (или «каравод» в некоторых белорусских говорах) состоит из двух основ: карв (бык) и водить. «Карв» или бык — жертвенное животное, которое древние жители земли приносили в дар солнечному божеству. 


Хлеб также украшают тремя веточками цветущего плодового дерева, которые, обернув тестом, также выпекают в печи. Каждая веточка имеет по три отростка — всего девять. Они символизируют девять месяцев тельности коровы и беременности женщины. Такой рогатый хлеб заменил когда-то дикого быка тура, вымершего в 17 веке. Все девочки, участвующие в обряде, надевают венки из барвинка — такие же, как у невест на свадьбах. 


 На улице выстраивается процессия в следующем порядке:


  • девушки, которые вдвоем несут «рушнік»;
  • парень с иконой;
  • парень сколядной звездой, в центре которой икона Божье Матери;
  • парень с обрядовым хлебом — «Карагодом»;
  • парень с граблями, к которым прикреплен зеленый фартук;
  • и за ними старшие песенницы и другие односельчане.

Сейчас в хоровод становятся вместе с женщинами девочки любого возраста. Раньше — только достигшие половой зрелости и готовые создать семью и продолжить род, поэтому их присоединяли к сообществу женщин. После обряда они должны были носить фартуки — обереги женского лона. Поэтому в поле идут с зелёным фартуком, а с поля — с красным.Предполагают, что зеленый фартук — символ девственности, целомудрия, а красный, символизирует потерю целомудренности. Местные жители выходят к своим домам, приветствуя обрядовую процессию. Вышитый ручник, под которым проходят в поле символизирует царские ворота в церкви, открытые после Пасхи. 



Основное действие происходит в поле, где посеяны озимые. А чтобы земля родила урожай, необходима небесная влага в виде дождя. Вот и закликают святого Юрья «отомкнуть землицу, выпустить росицу». Закопав в землю кусок черного хлеба, перевязанный красной ленточкой (дар земле), ходят по кругу с обрядовой песней. А внутри этого магического круга стоят мальчики и мужчины с основными атрибутами обряда — как символ семян, которые уже взошли на этом зелёном поле и дадут долгожданный урожай.


После того, как совершили основной обряд в поле, участники «Юрьевского хоровода» начинают обход всей деревни с песнями, получая угощения и слова благодарности от сельчан. 


Основной подарок — яйца, которые дарят чётным числом, чтобы девочки нашли себе пару, а также пироги — для урожая.